Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками

Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками
Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками
Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками

Профилактика плоскостопия для детей в детском саду

Содержание статьи:

Консультация для родителей на тему Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия

В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры), то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.

Работники ДОУ должны регулярно проводить собрания родителей, где подробно рассказывать, что такое нарушение осанки ребенка дошкольного возраста, о вреде плоскостопия, способах его профилактики.

Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность при профилактике плоскостопия, искривления осанки на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активным, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась. Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. У детей до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев.

Плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, которое характеризуется уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь.

Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

• следить за их осанкой;

• обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

• следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;

• ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;

• ходить босиком в теплое время года по неровной почве.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

Разминка «Веселый зоосад».

Упражнение «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

Верблюды танцуют ловко.

2. Упражнение «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.

Здесь жирафов кто – то ждет.

3. Упражнение «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.

Мишка важно так шагает,

На бок лапы расставляет.

Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.

Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)

Я их смело покручу и шагать начну.

Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)

Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.

studfiles.net

Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия Методическая разработка

Профилактика плоскостопия в детском саду

2. Диагностика плоскостопия…. 8

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах…. 9

4. Физическая культура – как профилактическое средство….10

5. Что такое закаливание, как его организовать…. 11

Приложение №1…. 15

Приложение №2…. 16

Приложение №3…. 18

Приложение №4…. 20

Приложение № 5…. 22

Приложение №6…. 24

Приложение №7…. 25

Приложение №8…. 29

Сохранение здоровья детей, во все времена — основная задача родителей и педагогов. Как известно легче предотвратить заболевание, чем лечить. В последние годы увеличилось число детей страдающих от плоскостопия. Причем родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не беспокоит ребёнка, а значит и не причиняет его здоровью особого вреда. Однако это заблуждение приводит к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» или встряска достаётся голени и тазобедренному суставу. Лишь вопросом времени можно назвать вызванное плоскостопием искривление позвоночника- сколиоза.

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо донести до родителей всю серьёзность ситуации. Отметить нюансы, на которые нужно обращать внимание, при выборе обуви для своего ребёнка. Как важно укреплять его здоровье ежедневно и делать это не навязчиво.

В качестве профилактики очень полезна ходьба детей босиком по рыхлому грунту (рыхлая почва, песок) по не ровной (галька, гравий) поверхности – стопа при этом рефлекторно «подбирается», укрепляются мышцы – супинаторы стопы. Этому же способствует хождение босиком по бревну, лазание по канату, шесту. Специальные упражнения целесообразно включать в игры, не заметно увеличивая их количество каждый день. Не забывая про перегрузки, даже «специальные». Для детей дошкольного возраста достаточно 15 – 20 минут в день. Но в любом возрасте начинают с пяти – шести, не более упражнений. Самые простые из них и привычные детям это хождение на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стопы, ходьба с поднятыми пальцами, с собранными в «кулак», по канату, по гимнастической палке, катание ногами обруча или мяча, перекатывание с пятки на носок, да и простые подскоки, прыжки.

Цель: охрана и укрепление здоровья ребёнка, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма.

— изучение литературы по данной проблеме;

-проведение профилактической деятельности в М Д О У

Плоскостопие – это результат перераспределения нагрузки на мышцы. Характер плоскостопия зависит от места провисания свода стопы и подразделяется на продольное, поперечное и продольно — поперечное.

Своды стопы удерживаются мышцами и сухожилиями стопы и голени, но при функциональных нарушениях связки могут постепенно растягиваться и терять упругость. Соединительная ткань, из которой построены хрящи и связки, становится мягкой и менее упругой, а это вызывает ускоренный износ не только костной системы стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата.

Причины развития плоскостопия – как врождённые, так и приобретённые. К наследственной предрасположенности к плоскостопию относится дисплазия стопы, варикозное расширение вен, хронические заболевания, врождённая неполноценность мышечно-связочного аппарата. Приобретённое плоскостопие вызвано малоподвижным образом жизни, работой, связанной с длительным пребыванием на ногах или переноской тяжестей. Длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к деформации стопы и пальцев и развитию плоскостопия. Идеальная обувь должна быть точно по ноге, нигде не давить и не натирать. Обувь должна быть лёгкой, а её подошва мягкой — гибкой, из упругого материала. Высота каблука не должна превышать 3 -4 сантиметра.

Развитие плоскостопия можно разделить на три этапа или стадии. На первой стадии возникает чувство усталости в ногах, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Стопа не редко отекает к вечеру. Происходит изменение походки, которая теряет свою пластичность.

На второй стадии развития плоскостопия боль распространяется не только на стопу, но и на голень с лодыжкой. Сами боли более сильные и частые. Походка изменяется в значительной степени.

На третьей стадии развития плоскостопия наблюдается резко выраженная деформация стопы. Стопы и голени на этой стадии почти всегда отёчны, а боль в стопах, голенях, коленях становится постоянным спутником. К этому добавляется боль в пояснице, головная боль. На этой стадии человеку трудно ходить, и без специальной, ортопедической обуви он вообще теряет способность самостоятельно передвигаться. Занятия спортом на этой стадии практически не возможны.

Возникает вопрос, как предупредить плоскостопие? И можно ли? Родители очень часто спрашивают, почему у одних оно есть у других его нет? Бытует мнение, будто в детском возрасте плоскостопие – закономерное явление. Это не верно.

Частая причина плоскостопия – неправильно подобранная обувь. Ботинки должны точно соответствовать размеру ноги – её полноте, ширине, длине. Трудно сказать, что вреднее для ребёнка – слишком тесная или наоборот чересчур свободная, на вырост. Везде: дома, в саду, на улице – дети должны носить специальную обувь с каблучком, и с задником, хорошо фиксирующим пятку. В чешках, кедах, предназначенных для занятий спортом нельзя ходить постоянно. Скошенный внутренний край трёт первый сустав большого пальца. Палец оттесняется в сторону и постепенно уходит за второй, стопа формируется не правильно. Узконосые туфли та же не годятся детям. Не нужно идти на поводу у своих принцесс покупая в столь юном возрасте туфельки на каблучках. А так же с очень узким носом. При пользовании такой обувью происходит перегрузка переднего отдела стопы. В области головок плюсневых костей не достаточно крепкие ещё связки не могут выдержать чрезмерную нагрузку, они перерастягиваются и ослабевают окончательно. В результате у девочек формируется так называемое поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы наружу.

Нужно стараться равномерно распределять нагрузки на мышцы, связки малыша. Непосильные тяжести, так же приводят к формированию плоской стопы, уплощению. С детства приучать ребёнка правильно сидеть за столом, ходить, не слишком широко разводя носки стоп, не шаркать ногами. Следить за размерами мебели. Неправильно подобранная, не по росту малыша мебель, так же приводит к проблеме плоскостопия. Учить расслаблять мышцы во время занятий, правильно ставить ноги под столом.

2. Диагностика плоскостопия

Наш детский сад, начиная свою работу в этом направлении, провёл диагностирование. Медицинским работником и воспитателями групп были осмотрены дети. Так же привлекли родителей, их попросили понаблюдать за походкой малыша, активностью, как быстро наступает утомляемость, поступают ли со стороны малыша жалобы на боли в ногах во время прогулок, перед сном. Затем, родители заполнили, составленную нами анкету. Некоторые прошли со своими детьми консультацию ортопеда. Вооружившись полученной информацией, и поддержкой родителей мы начали свою работу в данном направлении.

3. Профилактика плоскостопия в режимных моментах

Профилактическая работа, в нашем ДОУ проходит через все режимные моменты.

Каждое утро, после приёма, с детьми проводится подвижная игра, способствующая развитию двигательной активности, укреплению мышц. (смотреть приложение)

Утренняя гимнастика, которую проводит инструктор физо, согласно возрасту детей. (смотреть приложение)

Занятие по физической культуре проводит инструктор, на каждом из них используются упражнения по профилактике. (смотреть приложение)

Во время совместной продуктивной деятельности, воспитателями проводятся физминутки.

На прогулке так же организуются подвижные игры. (смотреть приложение)

По окончанию сон часа ребятам предлагается комплекс упражнений в кроватках, и самомассаж стоп.. (смотреть приложение)

Закаливание, в зависимости от сезона. (смотреть приложение)

4. Физическая культура – как профилактическое средство

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций человеческого организма. Одним из проявлений этих функций являются физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость. Для того, чтобы развитие происходило, детям нужны комплексы физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование определённых качеств.

Физические упражнения – это движения, двигательные действия, а так же сложные виды двигательной деятельности (подвижные игры, отобранные в качестве средств для решения задач физического воспитания. Двигательной деятельностью называют всякую деятельность, компонентом которой является активность двигательного аппарата человека. Понятие «упражнение» применяется и в значении процесса неоднократного повторения физического упражнения.

Для решения нашей проблемы были разработаны упражнения, направленные на укрепление мышц голени, стопы. Эти упражнения проводятся с детьми ежедневно по 15 – 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы выработать у детей четкий стереотип действий, который, мы надеемся, они пронесут через всю жизнь.

5. Что такое закаливание? Как правильно его организовать?

Закаливать ребёнка – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители считают, что детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учётом возрастных особенностей их развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением лёгких.

Эффект от закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к каждому ребёнку, постепенность и системность закаливания, а так же при положительном отношении к закаливанию самого малыша.

Что же такое индивидуальный подход к ребёнку? Это, прежде всего учёт его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно. Начинать все процедуры необходимо с изменения мнения родителей по данному вопросу, так как закаливание должно проходить параллельно – МДОУ с одной стороны, дом с другой, Или точнее сказать идти в ногу.

Не в коем случае нельзя начинать закаливать ребёнка, который только, что стал посещать детский сад. В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающею процедуру, если он не получал её ранее.

По-разному следует, подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног прохладной водой, охотно бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если же у ребёнка преобладает возбуждение, то ему полезней успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течении круглого года можно достигнуть желаемого успеха.

Как уже было сказано ранее, проблема плоскостопия, очень актуальна в настоящее время. Но она ни чем не отличается от других актуальных проблем. Она требует к себе внимания, системности, подхода с двух сторон. С одной стороны – здоровая атмосфера в семье, позитивный настрой родителей. С другой стороны работа детского сада, направленная на формирование здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей. Нашим МДОУ, в течение прошедшего учебного года, решались поставленные задачи, с одной лишь целью сохранить здоровье воспитанников. Обеспечить детей всем необходимым для развития их двигательной активности, организовывать процессы развития физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, силы и т. д.

В сентябре текущего года были подведены первые итоги, уровень заболеваемости простудными заболеваниями снизился. Посещаемость детей составляет не менее 80%. Комплекс закаливающих процедур очень нравится ребятам, выполняются все упражнения «на ура». Да и родители помогают в том плане, что настроены позитивно, а как известно, для детей они самые важные примеры для подражания. Самое важное на этом этапе было сделано – мы смогли добиться поддержки родителей, удалось убедить, большинство из них в относительной верности высказывания «запаренных меньше чем обмороженных», они совершенно однозначно согласились с другим высказыванием «предупреждён, значит, вооружён».

Наш коллектив будет продолжать работать в тесном контакте с семьями воспитанников, так как здоровые дети – это наше общее здоровое будущее.

1. Варенник, Е. Н. занятия по физкультуре/ Е. Н. -М. «ТЦ Сфера»,2007.

2. Верещагин, Л. И. Оздоровительный бег/ Л. И. Верещагин. -Л., 1990, — 56с.

3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам/ Л. Д. Глазырина. – М. «Влодос», 2000.

4. Гребешева, И. И. Ваш ребёнок/ И. И. Гребешева. – М. «Медицина», 1990.

5. Девятова, М. В. Берегите спину/ М. В. Девятова. – С-П., 1991.

6. Духлаева, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях[текст]/ Д. В. Хухлаева. – М., 1994.-5-6с.

7. Желудова, Т. П. Будьте здоровы! Справочник самодиагностики / Т. П. Желудова. – С-П. «Вектор», 2007. – 160- 162с.

Анкета для родителей

2. Жалуется ли ваш ребёнок на усталость ног? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

3. Жалуется ли ваш ребёнок на боли в ногах, спине? Если да, то, как часто и с чем, на ваш взгляд, это связанно?

4. Как быстро засыпает, спокойно ли спит? ___

5. Умеет ли ваш ребёнок прыгать, пружиня при приземлении? ___

6. Как ходит ваш ребёнок (широко расставляя ноги, носки повёрнуты внутрь, носки повёрнуты наружу). Подчеркните нужное.

7. Походка вашего ребёнка пластична или он во время ходьбы, бега как бы переваливается из стороны в сторону, с ноги на ногу? ___

Консультация для родителей «Как организовать закаливание»

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу после выздоровления, когда организм ещё не может вырабатывать защитные реакции.

Детей, которые всё время росли в тепличных условиях, мало бывали на свежем воздухе, ходили дома в тёплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливают с большей осторожностью, постепенно.

Самая доступная процедура – закаливание воздухом. Чаще проветривайте комнату, поддерживайте в ней температуру 20 – 22 .

Откройте форточку или окно. Посмотрите на настенный термометр. После того как температура снизилась на 1 -2, закончите проветривание. Постепенно увеличивайте время проветривания.

Очень полезны воздушные ванны. Не торопитесь одевать ребёнка после пробуждения, позвольте ему в нижнем белье сделать утреннюю гимнастику, умыться, почистить зубы. Форточки могут оставаться открытыми, но не должно быть сквозняков.

Закаливание водой так же полезно, но и его начинают со слабых воздействий. Для начала – обтирания рук и ног полотенцем смоченным в воде 28. Спустя неделю температуру воды снижают на 1 -2, через каждые два дня. Конечная температура 18 -20. После обтирания влажным полотенцем, быстро растирают кожу малыша сухим полотенцем, в направлении от пальцев к туловищу. Массируют до появления умеренного покраснения кожи.

Обливание оказывает более сильное воздействие. При местном обливании воздействию подвергаются только руки и ноги в течении 30 секунд. Температура воды так же постепенно снижается от 28 – 18 – 16. Затем так же обязательно растереть сухим полотенцем. Эту процедуру лучше проводить после пробуждения малыша, так как ноги после сна тёплые. Обливание холодных ног не имеет ни какого смысла, так как сосудистая реакция возникает только тогда, когда разница между температурой кожи и воды в несколько градусов. Иногда обливание заменяют топтанием в тазу с водой в течении нескольких минут или перешагиванием из таза в таз с водой контрастной температуры.

Каждая закаливающая процедура вызывает определённую реакцию. Например, при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс, увеличивается частота и глубина дыхания. Если этого эффекта нет, значит, температуру снизили не достаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа») то, вероятнее всего, температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время её надо увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.

Любое закаливание должно приносить ребёнку радость. Перед началом процедур постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении малыша. Если же ребёнок чем-то расстроен, капризничает, то лучше процедуру перенести на другое время или совсем не проводить.

Для диагностики плоскостопия применяются различные методы. Среди них есть подометрический метод Фриндлянда, который заключается в проведении измерений определенных показателей стопы. Кроме этого метода, существует также метод плантографии, который заключается в том, что на особой бумаге оставляют отпечатки стопы.

Но наиболее точный метод – это рентгенография. Она выполняется под нагрузкой. Далее по результатам рентгенографии выполняются необходимые расчеты, а кроме того, выявляются изменения костной структуры, патология суставов стопы.

При статическом плоскостопии на ноге отмечаются болевые участки:

• на тыле подошвы, в центре свода и у внутреннего края пятки

• на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной кости

• под внутренней и наружной лодыжками

• между головками предплюсневых костей

• в мышцах голени вследствие их перегрузки

• в коленном и тазобедренном суставе

• в бедре из-за перенапряжения широкой фасции

• в области поясницы на почве компенсаторного лордоза

Боли усиливаются к вечеру после длительного пребывания на ногах и ослабевают после отдыха. Нередко стопы становятся пастозными (тестообразная отечность, а также появляется отечность в области наружной лодыжки.

Для выраженного плоскостопия типичны следующие признаки:

• стопа удлинена и расширена в средней части

• продольный свод стопы опущен

• стопа немного смотрит кнутри, а ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу

• походка неуклюжая носки стоп сильно разведены в стороны

Консультация «Массаж, самомассаж»

Массаж является прекрасным лечебным средством при плоскостопии.

Он уменьшает боли, улучшает лимфо- и кровообращение, укрепляет ослабленные мышцы.

Массаж начинают с передне-латеральной группы мышц голени и тыла стопы. Здесь применяют лёгкий массаж, состоящий из лёгкого поглаживания и лёгкого растирания. Вначале проводят подготовительный массаж, состоящий из следующих массажных приёмов:

1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание обеими руками (начинают от основания пальцев стопы и заканчивают у коленного сустава).2. Попеременное растирание на той же поверхности. 3. Поглаживание. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами (приём выполняют одновременно двумя руками).5. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем на передне-латеральной группе мышц голени применяют:1. Отглаживание двумя большими пальцами от голеностопного сустава до головки малоберцовой кости. 2. Спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Отглаживание двумя большими пальцами. Заканчивают массаж этой поверхности общим обхватывающим непрерывистым поглаживанием. После этого применяют более глубокий массаж задней группы мышц голени. Он состоит из следующих приёмов:1. Обхватывающее непрерывистое поглаживание от пятки до подколенной ямки. 2. Попеременное растирание. 3. Обхватывающее прерывистое поглаживание без перекрытия. 4. Спиралевидное растирание четырьмя пальцами одновременно обеими руками. 5. Обхватывающее прерывистое поглаживание с перекрытием. 6. Продольное прерывистое разминание. 7. Обхватывающее раздельно-последовательное поглаживание. 8. Поперечное непрерывистое или прерывистое разминание. 9. Крестообразное поглаживание. 10. Рубление. 11. Обхватывающее непрерывистое поглаживание. Затем переходят к массажу подошвы, где применяют:1. Плоскостное поглаживание ладонью от основания пальцев к пятке. 2. Спиралевидное глубокое растирание четырьмя пальцами. 3. Гребнеобразное поглаживание. 4. Гребнеобразное растирание. 5. Гребнеобразное поглаживание. 6. Отглаживание большим пальцем межкостных мышц. 7. Спиралевидное растирание межкостных мышц одним большим пальцем. 8. Отглаживание. 9. Надавливание большим пальцем. 10. Отглаживание большим пальцем. Со стороны подошвы тщательно растирают большим пальцем головки плюсневых костей и мягкие ткани между ними, а также сильно растирают большим пальцем по краю пятки. Необходимо достаточно сильно массировать мышцы возвышения большого пальца. На этих мышцах применяют:1. Щипцеобразное поглаживание. 2. Глубокое спиралевидное растирание одним большим пальцем. 3. Щипцеобразное поглаживание. 4. Щипцеобразное разминание. 5. Щипцеобразное поглаживание. Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. Курс массажа состоит из двадцати- двадцати пяти процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через один-полтора месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее трёх-четырёх курсов.

Комплексы гимнастик после пробуждения

Мы братья головастики

(лёжа на спине, сгибаем, разгибаем ноги, руки)

(стоя на четвереньках, опускаемся и поднимаемся)

www.maam.ru

Методы профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Современные дети проводят много времени в неподвижном состоянии за компьютерами, телефонами и прочими девайсами, забывая об активных играх. Такой образ жизни приводит к развитию многих заболеваний, среди которых не последнее место занимает плоскостопие.

Первое серьезное профилактическое обследование ребёнка в нашей стране начинают проводить только в 7 лет, при поступлении в школу, несмотря на то, что проблема здоровья стоп может проявиться и гораздо раньше. Большинство родителей не замечает этих изменений, не знают о последствиях.

Плоскостопие – это одно из самых распространённых и тяжело излечимых заболеваний современных детей. Оно характеризуется изменением продольного, поперечного сводов из-за слабости связочного и мышечного аппаратов.

Разновидности плоскостопия

В зависимости от причины развития заболевания плоскостопие бывает врождённое и приобретённое.

Врождённая патология чаще всего диагностируется у детей до года и может быть исправлена посредством вправления костей. В самых сложных случаях врачи могут рекомендовать оперативное вмешательство. Однако это случается крайне редко, так как наркоз не рекомендуется применять для детей до года.

Приобретённое плоскостопие у детей от года и до 13 лет разделяется на 4 вида: травматическое, паралитическое, рахитическое, статическое.

Травматическая патология развивается из-за наличия механических повреждений костей (связок, мышц). Для предотвращения развития патологии после заживления врачи изначально рекомендуют пройти лечебный массаж.

Паралитическая патология развивается из-за наличия ряда тяжёлых заболеваний, а именно: полиомиелит, инсульт, черепно-мозговая травма. Причиной заболевания такого вида является паралич мышечных тканей стопы.

Рахитическая патология образуется из-за перенесённого рахита, который спровоцировал отклонения в развитии естественного формирования костей.

Статическая патология является наиболее распространённым видом заболевания, которая развивается из-за слабости мышечной ткани, связок. Поэтому лечебный массаж является основой комплекса профилактических мер. Причины развития такой формы заболевания могут быть разные, а именно:

  • Избыточный вес. Перекармливание ребёнка до года может стать одной из основных причин развития плоскостопия. Большая нагрузка на неокрепшие кости приводит к деформации сводов.
  • Наследственный фактор. Если один из родителей страдает от плоскостопия, то вероятность формирования патологии у ребенка возрастает в разы. Поэтому для исключения заболевания необходимо самостоятельно выполнять профилактические упражнения.
  • Длительное пребывание в вертикальном положении.
  • Физические нагрузки. Чрезмерные физические нагрузки в спортивных секциях могут привести к тонусу мышечных тканей, связок, а соответственно, изменению формы свода стопы.
  • Ношение неправильной обуви.
  • Недостаток движения. Отсутствие физической нагрузки, профилактических упражнений приводит к дегенерации мышц, связок.
  • Неправильная осанка.
  • Симптоматика проявления заболевания

    Симптоматика проявления заболевания

    Симптоматика проявления заболевания в большей степени зависит от причины развития заболевания, обстановки, способствующей прогрессированию. Так, к примеру, нарушение формы сводов стопы могут привести к изменению строения опорно-двигательной системы, которое сопровождается проявлением боли в стопах, коленях, тазу, поясничном отделе, голове.

    Поэтому если родители заметили у своих детей изменения в походке, косолапие, то следует сразу же обращаться к врачу. Причины развития патологии могут быть различны, однако своевременная диагностика и профилактика плоскостопия в детском саду помогут уберечь ребенка от развития более тяжёлых заболеваний.

    Наиболее распространёнными сопутствующими заболеваниями плоскостопию являются остеохондроз, артроз, сколиоз.

    Профилактика патологии

    Профилактика изменения формы сводов подразумевает выполнение не только комплекса лечебных мероприятий, массажа, а также соблюдение правил личной гигиены. Для того чтобы исключить причины заболевания, лечение должно быть постоянным, до полного выздоровления.

    Профилактика от плоскостопия включает в себя различные меры, положительно влияющие на формирование свода стопы: массаж, хорошая обувь, лечебная гимнастика.

    Выбирая обувь для профилактики патологии, нужно обратить внимание на следующие пункты:

  • Детская обувь должна быть изготовлена только из натурального материала с твёрдым супинатором, удерживающим форму внутреннего края ноги.
  • Подошва должна быть гибкой, с каблуком 0,5-1 см.
  • Детская обувь должна совпадать по форме, ширине и высоте ноги, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно. Только в этом случае она не будет мешать нормальному развитию стопы, кровотоку нижних конечностей.
  • Длина стельки должна быть больше стопы на 10 мм (это припуск на рост ноги и простор во время хождения).

Если ребёнок относится к группе риска патологии, то следует как можно раньше начать профилактику плоскостопия, выполняя специальные упражнения для детей дошкольного возраста.

Лечебные упражнения при заболевании стоп всегда следует начинать с небольшой разминки. Для этого ребёнок должен снять обувь, встать босиком или в тоненьких трикотажных носках на нескользящую поверхность.

Затем нужно включить весёлую детскую музыку и начать разминку с ребёнком в такой последовательности:

На внутренней части стопы.

На внешней части стопы.

Под небольшим углом.

По неровной поверхности. В качестве такой поверхности можно использовать специальные профилактические коврики из магазина или сделанные своими руками. Посредством таких изделий выполняется точечный массаж стоп, улучшающий кровообращение, тонус мышц.

Упражнение «Маленьких утят»

Все упражнения выполняются в сидячем положении. Ручки находятся в упоре за туловищем.

«Утятки ходят». В исходном положении ходим на месте, стараясь не отрывать носки от пола.

«Утятки подтягиваются». С исходного положения, упираясь на внешний свод стопы, поднимаем внутренний и возвращаемся в исходную позицию.

«Утятки крякают». С исходного положения пяточки поднимаются, разводятся в разные стороны и дети кричат: «Кря-кря-кря».

Выполнять упражнения следует не меньше 1 минуты, повторяя от 4 до 6 раз каждое.

Упражнения лечебной гимнастики

Упражнения лечебной гимнастики

Эффективность упражнений и меры воздействия на мышцы стопы могут быть разные. Они выбираются в зависимости от степени развития заболевания, возраста ребёнка, интересов и личных предпочтений.

Помните, что детям интересней выполнять упражнения за компанию с вами, поэтому постарайтесь как можно с большим энтузиазмом занять ребёнка.

Лечебный массаж при плоскостопии должен выполнять квалифицированный специалист, который сможет правильно подобрать максимально эффективную технику. Однако если нет возможности делать массаж у профессионала, то можно выполнять его и в домашних условиях.

Лечебный массаж нужно выполнять не только на ступнях, но и вдоль всей ноги (при необходимости и на поясничном отделе). Массаж делают посредством разминания, поглаживания, растирания тела.

Выполняя все рекомендации специалиста, можно восстановить форму свода стопы в дошкольном возрасте так, чтобы плоскостопие никогда не беспокоило ребёнка.

medik.expert

Способы профилактики плоскостопия у детей

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека. При развитии плоскостопия отмечается нарушение опорной функции в нижних конечностях, что способствует ухудшению процессов кровообращения, появлению болей, а иногда даже судорог в области ног.

При этом стопа холодная и синюшная, а ее уплощение оказывает влияние на осанку ребенка, положение позвоночного столба и тазовых костей. При плоскостопии изменяется походка. Она становится неуклюжей и напряженной. При передвижении дети громко топают и выполняют хаотичные движения руками, подгибая ноги в коленях.

В дошкольном возрасте стопа интенсивно формируется, поэтому так важна профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, помогающая избежать различных по своей тяжести функциональных нарушений. В этот период времени организм ребенка наиболее пластичен, и вполне возможно остановить развивающееся плоскостопие, а также исправить неправильное формирование стоп при помощи укрепления связок и мышц стоп.

Анатомические особенности стопы

Состояние стопы влияет на легкость при ходьбе, плавность передвижения и количество энергозатрат. Строение стопы позволяет сохранить опору и амортизацию во время ходьбы. Основную часть стопы составляет костная ткань, которая соединена суставами, мышцами и связками.

Отпечаток стопы (следа) на плантограмме, показывающий нарушение рессорной функции

Стопы ребенка значительно отличаются от взрослого. В течение первых лет жизни малыша большую часть стопы составляет хрящевая ткань, связочный аппарат более эластичен и растяжим, а мышцы не обладают достаточной силой.

Помимо этого, нагрузка на опорную часть стоп намного больше, в сравнении с взрослым человеком, за счет увеличения массы тела к размеру ноги. Если сравнивать стопу ребенка и взрослого человека, то у детей она кажется более неуклюжей, тяжелой и плоской. Однако до трехлетнего возраста это вполне естественно, потому, что выемки свода стоп у детей этого возраста заполнены жировой мягкой подушечкой, маскирующей анатомически правильную основу кости.

В том случае, когда в одном из сводов стоп наблюдается спад из-за мышечного ослабления, нагрузка распределяется по другим точкам. При этом они испытывают усиленное давление, ведущее к деформированию стоп и развитию определенной стадии заболевания.

Причины неправильного формирования стопы

Перед тем как выработать методику для лечения и профилактики плоскостопия у детей, важно знать причину его возникновения. Как правило, врожденные изменения стоп наблюдаются крайне редко. Такие последствия являются результатом перенесенного рахита и ранними перегрузками организма.

Главными причинами развития плоскостопия у детей являются:

  • избыточный вес ребенка;
  • раннее начало ходьбы и становление ребенка на ноги;
  • наследственная предрасположенность;
  • травмы различного характера;
  • длительное хождение без обуви по гладкой и твердой поверхности;
  • неправильная обувь;
  • осложнения после полиомиелита и рахит;
  • усиленные физические нагрузки, не соответствующие возрасту малыша.
  • Одной из наиболее важных причин развития плоскостопия у детей в дошкольном возрасте является неправильно выбранная обувь (слишком тесная или, наоборот, свободная). Особенно опасно покупать детскую обувь «на вырост», позволять ребенку носить теплую обувь в помещении и т. д. Кроме того, обувь обязательно должна быть с фиксирующим задником, для поддержки стопы и выработки правильной осанки.

    Профилактика плоскостопия

    Для успешного выполнения профилактики плоскостопия рекомендуется задействовать весь комплекс мероприятий, включая физические упражнения, природные условия и гигиенические процедуры.

    Природно-оздоровительные профилактические мероприятия по предупреждению плоскостопия включают в себя хождение детей без обуви (босиком) по естественной поверхности (трава, грунт, песок, галька и т. д.), что позволяет выработать тактильную и функциональную способность стоп.

    Гигиенические мероприятия предусматривают правильный выбор обуви для обеспечения анатомического положения стоп. Следует выбирать обувь только из натуральных материалов, чтобы обеспечить хороший воздухообмен. Внутри обязательно должен быть супинатор, приподнимающий стопу с внутренней стороны, а подошва должна быть максимально гибкой. Необходимо выбирать обувь с небольшим каблуком (от 5 до 10 мм), чтобы защитить пяточную область от ушиба при ходьбе. Размер обуви должен соответствовать размеру стопы ребенка.

    Основная роль в профилактике принадлежит специальным упражнениям, которые позволяют эффективно корректировать первые признаки плоскостопия. Гимнастические упражнения должны разрабатываться детским ортопедом, но выполнять их можно как в детских садах, так и самостоятельно.

    Примерный гимнастический комплекс упражнений

    Профилактика плоскостопия может выполняться в соответствии со следующим комплексом упражнений, каждое из которых следует выполнять не менее 10 раз и обязательно в игровой форме:

    1. «Качели». Для выполнения этого упражнения ребенка необходимо усадить на гимнастическую скамью, попросив вытянуть ноги с упором пятки в пол. При специальном отсчете в игровой форме, ребенок подтягивает носочки к себе, а потом опускает их в начальное положение.
    2. «Хлопки». Исходное положение ребенка – на гимнастической скамье. Ноги поставлены на пол, а носки разводятся в разные стороны. По команде носки соединяются, выполняя своеобразный хлопок, и отводятся обратно.
    3. «Барабанщик». Сидя на скамье, ребенок отбивает пальчиками ног ритм стишка, предложенного воспитателем.
    4. «Балет». Ребенок должен сесть на гимнастическую скамью, упираясь в нее обеими руками, вытянув обе ноги. Постепенно он подтягивает ноги, одновременно опираясь на пальчики ног. Затем необходимо принять исходное положение, максимально повернув носки внутрь.
    5. «Паучок». Малышу предлагается обхватить пальцами на ногах обруч (гимнастическую палку), а потом медленно передвигаться по нему, не отрывая пальчиков ног, приставными шагами.
    6. «Художник» . Исходное положение стоя, руки необходимо положить на пояс. Ногами ребенок должен рисовать различные фигуры, не сходя со своего места.
    7. «Веселый ежик». Упражнение выполняется стоя. Для него понадобится гимнастический мяч, который ребенок будет катать ногами (от носка к пятке) с периодической сменой ног.
    8. «Улитка». Ребенок стоит, приподнимая пальцы ног и подгибая их, упираясь в пол, постепенно передвигаясь. Затем встает на пятки, приподняв носок и наоборот, а затем опускается на полную стопу.
    9. «Маляр». Исходное положение – лежа на спине. При этом ребенок водит одной ногой по другой, меняя их.

    Игровые элементы позволяют превратить серьезную процедуру в веселое занятие. При этом ребенок запоминает стихи, которые произносит воспитатель детского сада или родители и в дальнейшем может выполнять гимнастику самостоятельно.

    Комплекс гимнастических упражнений, рекомендованных при плоскостопии

    Вспомогательные способы

    Для предупреждения развития плоскостопия требуются усилия и терпение со стороны взрослых людей. Физические нагрузки должны сочетаться с правильным питанием. Кроме того, следует выполнять рекомендации лечащего врача и придерживаться режима сна и отдыха.

    Существуют дополнительные способы борьбы с плоскостопием в детском возрасте.

    К ним относятся:

    Ванна для ног с морской солью

    Подготовка к процедуре не занимает много времени. Для приготовления ванны необходимо налить воду (до щиколотки ребенка), растворить в ней немного морской соли, оставив кристаллики на дне ванны, для хождения ребенка по ним до полного растворения. Такой своеобразный массаж является хорошей профилактикой плоскостопия.

    Увеличить список необходимых манипуляций для получения максимальной эффективности позволит консультация с высококвалифицированным ортопедом. Кроме того, хорошо сочетать эту процедуру с контрастными обливаниями ног, что усиливает кровообращение в нижних конечностях и улучшает общее состояние ребенка.

    Хорошо помогают справиться с плоскостопием различные виды массажа. Лучше всего, конечно, довериться профессионалу, но выполнить массаж можно и самостоятельно.

    Массажный коврик можно сделать при помощи любых подручных материалов

    В первую очередь рекомендуется разогреть тело при помощи гимнастических занятий или с помощью контрастного душа. Массаж следует выполнять с верхней части бедра, переходя на икры, а затем на ахиллово сухожилие. Далее массируют внешнюю и внутреннюю стороны стоп с постепенным переходом на подошвы. Длительность массажа составляет 20–25 минут. Помимо массажа, можно изготовить специальную массажную дорожку, пришив и наклеив на ее поверхность различные предметы (пуговицы разного размера, тыквенные семечки, бусины и другие материалы). Малыш с удовольствием «путешествует» по сказочной дорожке, при этом массируя стопы.

    В настоящее время плоскостопие является одной из наиболее распространенных проблем детского возраста. Не придавать значения этой проблеме – глубокое заблуждение, потому что болезнь в запущенных формах опасна возможностью развития проблем с позвоночником, особенно в школьном возрасте. Это, в свою очередь, ведет к болям в области спины, шее и суставов. Поэтому предупреждение плоскостопия в детском возрасте имеет огромное значение. Профилактикой должны заниматься не только дошкольные заведения, но и непосредственно родители. Только при комплексном подходе можно избежать нежелательных последствий в будущем для уже взрослого человека.

    moyaspina.ru

    Профилактика плоскостопия для детей в детском саду

    Воеводская В.И., инструктор по физкультуре МБДОУ №34

    Цель: закрепить игровые упражнения для укрепления стопы в игровой форме; продолжать развивать крупную и мелкую мускулатуру ног; выполнять движения под музыку; учить входить в воображаемую ситуацию, работать в команде.

    Использование здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, босохождение, рефлексия

    Оборудование: массажные мячи «ёжики», кубики разных цветов, игрушки от киндер — сюрпризов, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, 2 корзины, конусы, кегли, мячи средних размеров, платочки, 2 таза,

    Инструктор: Ребята, вы любите попутешествовать? (Да)

    — А вы бывали ли когда-нибудь на необитаемом острове? (Ответы детей)

    — Как туда можно попасть? (ответы детей)

    — А вам хотелось побывать там? (Ответы детей)

    — Чтобы нам сегодня попасть на необитаемый остров нужно подготовить свои ножки к трудному путешествию: сделать массаж стопы (массажные мячи «ежики»), пройтись по дорожке «Здоровья» (массажная дорожка). Трек 1 (Музыка Barcod — Dooh)

    Ходьба в колене друг за другом, на носках, («великаны»), в колонне, («кабанчики») на пятках, («лошадки») с высоким подниманием колен, в колонне.

    Бег в колонне друг за другом, по узкой дорожке (1, 5 мин), ходьба, упражнения на дыхание: «Радуга, обними меня». (3-4р)

    — Ребята, мы с вами попали на необитаемый остров. Трек 2 (Песня из к/ф «Красная Шапочка Необитаемый остров”)

    Звучит Музыка моря Трек 3.

    Инструктор: Что, мы должны сделать на необитаемом острове? (Сделать себе хижину).

    1. Инструктор: Пришла пора построить себе хижину.

    «Строители». Каждому ребенку выдаются по 4 кубика одного цвета. Кто быстрее всех построит хижину («башни» кубик на кубик) ногами, зажимая кубики стопами — побеждает. Трек 5 (Весёлая музыка)

    2. Инструктор: Пока мы строили себе дом, на нашем месте скопилось много отходов строительного материала. Надо убрать их в одно место.

    «Уборка». На ковёр рассыпаются игрушки от киндер — сюрпризов, карандаши, пробки от пластиковых бутылок. Чья команда больше всех соберёт «мусора» в свою корзину, зажимая их пальцами ног — побеждает. Трек 6 (Песня «Чунга — чанга»)

    3. Инструктор: Ребята, пока мы носили строительный материал, строили дом, собирали кокосы, наша одежда стала грязной. Вам необходимо её выстирать.

    «Стирка». Перенести по одному платочку, зажав пальцами каждой ноги, пройтись до тазика на пятках и сбросить в него эти платочки. Кто вперёд перенесёт платочки. Трек 9 (Песня «Большая стирка»)

    Воспитатель: Ребята, как же выбраться с необитаемого острова? (Ответы детей) У нас есть шанс попасть домой к маме, к папе. Нам нужно произнести волшебные слова «Крибли, крабле, бумс» мы попадем в детский сад.

    Ритмика: «У жирафа»- построение детей врассыпную.

    Рефлексия: Дети рассказывают, где были, зачем делали упражнения для стопы.

    Инструктор: Чтобы были здоровые ножки надо делать массаж стопы, упражнения, пить витамины.

    (Каждому участнику даётся одна витаминка «РЕВИТ» — «жизнь»).

    doshvozrast.ru

Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками Профилактика плоскостопия в детском саду своими руками

Читать далее:




Поздравления с днем рождения бывшей классному руководителю




Самодельный обратный клапан для канализации своими руками




Найди слово которое соответствует схеме приставка корень окончание




Сценарий поздравление детей с днем пожилого человека




Как сделать общий доступ к папке windows 7 с windows xp